Выбор торговой марки Java легендарен, но как и почему Sun в конце концов «предпочла кофе» — это что-то вроде давней тайны, даже для тех, кто участвовал в процессе
Автор: Кирон Мерфи
JavaWorld | Oct 4, 1996 12:00
Глава Sun Microsystems Скотт Макнили скажет вам, что «Java, вероятно, является более крупным брендом, чем сама Sun.» И он, конечно, прав. Когда журнал Time назвал Java одним из десяти лучших продуктов 1995 года (единственная позиция в списке, связанная с компьютерами), родилась новая легенда американского маркетинга. Кто может сказать, была бы столь же хороша технология Sun, если бы ее названием оставалось «Oak» или «Greentalk»?
Мы все знаем эту историю: предложите элегантную открытую среду программирования, и мир протопчет дорожку к вашей двери. Все произойдет само, какое бы название вы ей ни дали. Однако люди, которым было поручено создать фирменный стиль свободного языка Sun для разработчиков приложений следующего поколения, решили использовать кофейную метафору для своей торговой марки. Прежнее название, Oak, было занято.
По их собственным словам, причина их выбора до сих пор остается загадкой. Чтобы узнать истинную историю, стоящую за именем Java, JavaWorld опросил нескольких ключевых людей из Sun, участвовавших в процессе выбора названий. Их рассказы приведены ниже. Не стесняйтесь делать собственные выводы.
Мозговой штурм по созданию торговой марки: семь кандидатур
«Юристы сказали нам, что мы не можем использовать название «Oak», потому что [оно уже было торговой маркой] Oak Technologies», — сказал Фрэнк Йеллин, старший инженер Sun. «Итак, чтобы придумать идеи нового названия, был проведен мозговой штурм. На сессии присутствовали все члены так называемой группы «Live Oak», те из нас, кто активно работал над новым языком. В результате было выбрано около десяти возможных имен. Затем они были переданы в юридический отдел. Три из них прошли очистку: Java, DNA и Silk. Никто не помнит, кто первым придумал название «Java». Только один человек, насколько мне известно, однажды публично объявил себя создателем этого имени.»
Комментарии Фрэнка Йеллина.
«Я выбрал название Java», — сказала Ким Полиз, тогда менеджер по продуктам Oak, а теперь генеральный директор Marimba Inc. «Я потратила много времени и энергии на то, чтобы выбрать название Java, потому что хотела получить безусловно подходящее название. Мне хотелось чего-то, что отражало бы суть технологии: динамичного, революционного, живого, веселого. Поскольку этот язык программирования был настолько уникален, я решила избегать заумных имен. Я также не хотела ничего, связанного с «сетью» или «паутиной», потому что считаю, что эти слова очень плохо запоминаются. Я хотела что-то классное, уникальное, простое в написании и звучащее забавно. «Я собрала в комнате команду, написала на доске такие слова, как «динамичный», «живой», «толчок», «удар», «революционный» и т. д., и провела групповой мозговой штурм», — рассказывает Полиз. «Имя [Java] появилось во время этого сеанса. Другие имена включали DNA, Silk, Руби, и WRL, обозначавший язык WebRunner. Фу!»
Комментарии Ким Полиз.
«Я полагаю, что [мозговой штурм] был проведен примерно в январе 1995 года», — сказал Сами Шайо, инженер Sun в то время, который с тех пор стал партнером-основателем Marimba. «На самом деле трудно сказать, откуда впервые появилась «Java», но она оказалась в списке кандидатов, … наряду с Silk, Lyric, Pepper, NetProse, Neon и множеством других, о которых слишком стыдно упоминать.»
Комментарии Сами Шайо.
«Среди других кандидатов были WebDancer и WebSpinner», — сказал Крис Варт, инженер проекта с самого его начала, а в настоящее время консультант JavaSoft. «Хотя маркетологи хотели название, подразумевающее связь с вебом или сетью, я думаю, что мы поступили очень хорошо, выбрав имя, которое не было связано ни с тем ни с другим. Java, скорее всего найдет свое настоящее место в приложениях, не связанных с интернетом, поэтому было лучше заранее не ограничивать её применение.»
Комментарии Криса Варта.
«Название «Java» возникло на собрании, где собрались около дюжины человек, чтобы провести мозговой штурм», — сказал Джеймс Гослинг, вице-президент и сотрудник Sun и автор Oak. «Встреча, устроенная Ким Полиз, была в основе своей сплошным безумием. Многие просто выкрикивали слова. Кто что первым выкрикнул, неизвестно и неважно. Мне казалось, в тот или иной момент выкрикнули половину слов словаря. Там было много: «мне это нравится, потому что…» и «мне это не нравится, потому что…». И в конце концов мы сократили список до дюжины имен и передали его юристам.»
Комментарии Джеймса Гослинга.
«Мы были устали и были сыты по горло всем этим марафонским подбором, и все еще не нашли название, которое можно было использовать», — сказал инженер Sun Тимоти Линдхольм. «времени было мало, так как принятие названия означало много работы, и у нас были на подходе релизы. Поэтому мы назначили совещание, чтобы составить список имен… Совещание продолжалось довольно долго, и я помню, что ничего очевидно подходящего не было. С отчаяния мы обсуждали такие дурацкие названия, как Ровер. Мы закончили с окончательным списком, и Java была одним из лучших вариантов наряду с Silk, шёлка, в котором плетут паутину. Я не помню, чтобы там кто-то особенно выделился с Java…. Среди людей из первоначальной группы, с которыми я говорил об этом, большинство утверждают, что упоминание о Java возникло просто из групповой динамики.»
Комментарии Тимоти Линдхольма.
«Я думаю, что это название было впервые предложено Крисом Вартом», — сказал Артур ван Хофф, старший инженер проекта, а теперь технический директор Marimba Inc. «Мы были на собрании в течение нескольких часов, и, пока он пил чашку Явы Пита, он выбрал «Java» в качестве еще одного названия, которое никогда не сработает. Первоначальная реакция была смешанной. Однако я полагаю, что окончательными кандидатами стали Silk, DNA и Java. Я предложил Lingua-Java, но это не сработало…. Мы не могли использовать другие названия, так что в итоге выбор пал на Java. В конце концов наш специалист по маркетингу, Ким Полиз, решилась.»
Комментарии Артура Ван Хоффа.
Решили предпочесть кофе
«Я испробовал названия на вечеринках, а также на своих друзьях и членах семьи», — вспоминала Полиз. — И Java получила самую положительную реакцию из всех кандидатов. Поскольку не было уверенности в том, что какое-либо одно название пройдет проверку в качестве торговой марки, я выбрала около трех или четырех и работала с юристами над их очисткой. Прошла Java, а она мне нравилась больше всех, поэтому я и назвала язык Java, а затем назвала браузер HotJava, что было гораздо лучше, чем WebRunner. Инженерам было тяжело расставаться с Oak, но в конце концов они привыкли…. Я чувствовала, что брендинг очень важен, потому что хотела, чтобы Java стала стандартом. Поэтому я сосредоточилась на создании очень сильного бренда для Java.»
“Мы провели последнее заседание, чтобы проголосовать за название, — сказал Йеллин. — Каждый человек должен был расставить Java, DNA и Silk в порядке своих предпочтений. Название, которое получило больше всего предпочтений, также получило больше всего последних мест. Поэтому оно было отброшено. А из оставшихся двух больше всего голосов получила Java. Так было выбрано это название.»
«Дело дошло до Silk или Java, и победила Java «, — вспоминал Шайо. — Джеймс Гослинг, похоже, предпочитал Яву Silk. Последнее слово было за Ким Полиз, поскольку она была менеджером по продукту. Но в то время большинство решений принималось общим согласием, а затем кто-то просто говорил: «Хорошо, вот что мы сделаем».
«Я могу точно сказать вам о решении выбрать название», — сказал Эрик Шмидт, главный технический директор Sun. «Мы встретились в начале 1995 года на Гамильтон, 100 для стандартного операционного обзора деятельности небольшой компании, какой была Oak. Старшим менеджером в то время был Берт Сазерленд, он работал на меня. Там был он, и Ким, и некоторые другие, включая Джеймса. Во-первых, нам предстояло выбрать новое имя, а во-вторых, Oak, к которому мы все привыкли, был занят. Насколько я помню, она предложила два имени: Java и Silk. Из этих двух она уверенно предпочитала Яву и объявила, что команда [Live Oak] была согласна. Мы с Бертом решили одобрить ее рекомендацию, и решение было принято. По этим причинам я считаю правильным воздать должное Ким за выбор названия. Она представила его и “продала” нам, а затем сделала ему маркетинг.»
Комментарии Эрика Шмидта.
«Я, кажется, припоминаю, что Ким [Полиз] первоначально была равнодушна к названию «Java», — вспоминал Варт. «В то время мы также пытались переименовать наш браузер из WebRunner, который уже был занят Taligent, во что-то, что еще не было торговой маркой. Ким хотела что-то вроде WebSpinner или даже WebDancer; что-то, что дало бы понять, что это был продукт для Всемирной паутины. Поиск товарных знаков был завершен, и через несколько недель пришел короткий список “чистых” названий… Была, казалось, бесконечная череда встреч и необходимых согласований, как будто название действительно имело значение”.
«Тогда Ким хотела, чтобы мы задержали выпуск чтобы найти лучшее название, чем Java, но инженеры, особенно Джеймс и Артуром [Ван Хоффом] и я решили иначе», — сказал Варт. «В какой-то момент Джеймс сказал, что мы приняли Java, и Ким отправила нам е-мэйл с просьбой подождать появления других названий. Джеймс написал в ответ «нет», и мы оставили прежнее решение. И мы просто очень быстро произвели серию переименований в исходном коде и выпустили релиз… В конце концов, думаю, что маркетологам и вице-президентам было гораздо меньше дела до названия, чем инженерам, которые изо всех сил работали, чтобы выпустить продует.»
«Я думаю, Ким немного подправляет историю, когда утверждает, что выбрала это название по какой-то разумной маркетинговой причине», — сказал Варт. «Мы остановились на этом слове, потому что у нас закончились варианты, и мы хотели выпустить продукт. Маркетинговые обоснования появились позже.»
«Если воспоминания Артура точны (а у меня нет причин сомневаться в них), то Крис назвал язык Java», — сказал Боб Вайсблатт, называющий себя «техническим писателем и Мастером Маргариты» группы Java, работающий сейчас в Active Software. — Я не помню, кто первым выкрикнул имя Java. Крис всегда держал под рукой чашку кофе, так что вполне логично, если это был он. В одном я уверен: Ким не называла язык Java.» Кстати, Варт отметил, что Java на самом деле было третьим названием для этого языка. «Когда мы работали над проектом Green, Джеймс сначала назвал его «Greentalk», а расширение файла было «.gt», — сказал Варт. «Затем он на несколько лет стал «Oak» и только относительно недавно был назван «Java».»
Неспящие в Пало Альто
— Я не утверждаю, что был первым, кто предложил это имя, — сказал Варт, когда его спросили о заявлении ван Хоффа. «Это определенно была Java Пита [мы её пили], но это мог быть я или Джеймс [Гослинг] или кто-то еще. Я просто не помню точно, кто это сказал. «У меня, Джеймса и других инженеров было такое чувство, что мы могли назвать его «xyzzy», и он все равно был бы популярен», — добавил Варт. «В конце концов не имеет значения, кто первым предложил название, потому что в это стало групповым решением, возможно, под влиянием нескольких накофеиненых людей».
«Я думаю, то, что участники так увлеченно вспоминают историю названия Явы, не приходя к общему решению, показывает, что название Явы не принадлежит одному герою, а было побочным продуктом работы творческой и целеустремленной группы, изо всех сил старающихся достичь своих целей, частью которых было это название», — заключил Линдхольм. «- Я бы посоветовал вам не выходить за рамки разумного, приписывая слово Java отдельному человеку. В те дни все было совсем не так. Не позволяйте себя обманывать людям и медиа, которые впоследствии фильтровали моменты истории создания Java в собственных целях.»
Кирон Мерфи — независимый технический писатель, живущий в Нью-Йорке.
Эта история «Так почему же они решили назвать его Java?» была первоначально опубликована JavaWorld.
Перевод Академии Progwards